ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ТВОЕЙ
РЕКОЛЛЕКЦИИ ОСНОВАННЫЕ НА ДУХОВНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ИГНАТИЯ ЛОЙОЛЫ
Отец Иосиф Августин О.И.
ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ТВОЕЙ
Реколлекции на основе первой недели
«Духовных упражнений» святого Игнатия Лойолы.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Настоящая запись содержит лишь первую неделю «Духовных упражнений».
- Настоящий сборник состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о подготовке к молитве и таинству примирения (исповеди) (файлы 01-18)
- Вторая часть посвящена размышлению над эмоциональной и духовной жизнью человека (файлы 19-25).
- Записи с духовными размышлениями, которые мы предлагаем вашему вниманию, являются точной копией игнатианских упражнений, проводимых отцом Иосифом Августином из Общества Иисуса.
- Записи игнатианскими упражнениями были сделаны прежде всего для тех, кто по разным причинам не может участвовать в упражнениях, проходящих в домах для реколлекций.
Крах тоталитарной системы в странах бывшего социалистического лагеря вскрыл не только глубочайшие социальные язвы, но и огромную потребность людей в духовной жизни, которая более 70 лет подавлялась программным атеизмом. В многочисленных церковных общинах наблюдается сегодня религиозное возрождение. Об этом свидетельствует также возросшая популярность различных проявлений духовной жизни: паломничеств, реколлекционных размышлений, духовных практик, закрытых реколлекций.
Однако многие, даже среди крещеных, разочаровались своим предыдущим религиозным опытом в Церкви; в поисках более глубокого вдохновения религиозной жизни, обращаются они к медитациям Дальнего Востока и другим нехристианским источникам. Попытка вхождения в себя и реализации своих духовных потребностей при помощи чуждых нашему менталитету «восточных методик», часто оканчивается более глубокой эмоциональной раздробленностью и духовной потерянностью. Это касается особенно тех случаев, когда люди, ищущие глубокой медитации, не осознают своих психологических проблем и не прибегают к помощи духовного наставника.
Человек никогда не сможет сам удовлетворить свои глубокие духовные нужды, погружаясь только внутрь себя самого. Сам для себя человек не является ни источником, ни целью своего существования.
Христианство предлагает человеку глубокий духовный опыт не столько через «погружение в себя», сколько через «выхождение за пределы себя», и установление личной связи с Богом.
Человек познаёт себя и глубину своей жизни через единение с Богом. Именно это открытие бескорыстной любви Бога к человеку, явленной в Иисусе Христе, становится для человека источником истинного познания себя самого и одновременно даёт ответы на самые глубокие потребности человека и его духовный поиск.
Огромной помощью в реализации наших глубочайших духовных нужд и желаний могут стать «Духовные упражнении» святого Игнатия Лойолы.
Эти упражнения, написанные более четырёх веков назад, нисколько не потеряли своей актуальности сегодня. Католическая Церковь вновь призывает пользоваться этим необыкновенным трудом, каким являются «Упражнения».
Пользоваться «Упражнениями» призывает нас и Папа Иоанн Павел II: «Пусть школа «Духовных упражнений» станет эффективным средством в борьбе со злом в современном человеке, который погружен в человеческую изменчивость, слишком увлечён поверхностными делами.
Пусть эти упражнения станут кузницей новых людей, истинных христиан, преданных апостолов. Эту интенцию я поверяю Пречистой Матери, самой опытной созерцательнице, Мудрой Наставнице духовных упражнений».
«Духовные упражнения», совершаемые усердно и искренне с открытостью и щедростью по отношению к Богу могут стать замечательной школой внутренней жизни для всех: священников, монахинь и мирян.
«Духовные упражнения» разделены на четыре части, сам автор называет их «неделями». Предлагается проведение очередных недель «Упражнений» с перерывами в один год. Таким образом «Упражнения» ведут человека через разные этапы духовной жизни: очищение, освящение, единение с Богом.
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ
ПОЗНАТЬ ГЛУБИНУ СВОЕГО ГРЕХА И ГЛУБИНУ БОЖЬЕГО МИЛОСЕРДИЯ
Первая неделя «Упражнений» помогает глубже познать себя самого. Это является актуальной проблемой особенно сегодня, поскольку современный человек, сосредоточенный на поверхностной стороне жизни, не умеет углубляться в себя, чтобы познать своё истинное величие и одновременно своё ничтожество.
Первая неделя упражнений помогает человеку увидеть хаос его жизни, глубину греха и его разрушительную мощь, которая разрывает все важнейшие связи: с Богом, с ближним, с самим собой. Человек, углубляясь в себя, открывает неосознанные и часто противоречивые мотивы своего поведения, изнуряющие его страсти, раны и обиды.
Всё это он совершает для того, чтобы со всем этим багажом, обратиться за прощением и исцелением к распятому Христу, потому что «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53,5).
Огромным плюсом игнатианских «Упражнений» является то, что познание себя через них совершается, не только с опорой исключительно на человеческие психологические техники, но в свете Божьего слова и всегда в атмосфере молитвы. Главным собеседником, психотерапевтом или целителем является не духовный наставник, но сам Бог, который даёт себя душе, преданной Ему, и охватывая её своей любовью, и славой, приспосабливает к пути, на котором она сможет лучше Ему служить» (Духовные упражнения [= ДУ] 15).
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
ПОЗНАТЬ, ВОЗЛЮБИТЬ И СЛЕДОВАТЬ ЗА ХРИСТОМ
После встречи с очищающей силой Божьего милосердия во время первой недели, во время второй недели «Упражнений» совершающий «Упражнения» ищет личной встречи с Иисусом Христом, чтобы лучше Его познать, полюбить и следовать Ему. С этого времени Иисус становится его единственным Господом и Учителем.
Благодаря евангельским размышлениям во время второй недели «Упражнений» Земная жизнь и человечество Иисуса, становятся для совершающего «Упражнения» таинством, которое делает для него возможным познание тайны самого Бога: «Видевший Меня видел Отца», скажет Иисус. Смотря на человечество Иисуса глазами тела, человек «видит» Его Божественность духовным зрением.
Вся жизнь Иисуса, над которой размышляет человек, рассказывает о бесконечной Божьей любви к нам, и в то же время призывает человека ответить на неё.
Это та полнота Божества, присутствующая во Христе освящает каждое Его слово, каждый поступок, каждый жест. Вся человеческая действительность осветилась во Христе. И поэтому всё, что описано в Евангелиях, раскрывает нам правду о нас самих, о том кем, мы являемся, кем мы призваны быть и как нам следует жить.
Стоящим пред выбором жизненного пути, размышления второй недели помогают, прежде всего, обрести внутреннюю свободу перед лицом того, что должно стать предметом выбора. «Ибо в каждом добром выборе, око нашего намерения должно быть прямо, устремлено лишь в ту цель, для которой мы сотворены, а именно для Божьей Славы» (ДУ 169). Только будучи свободным, человек может услышать призвание Иисуса, следовать дорогою, которую Он сам для него приготовил. Потому что наш выбор жизненного пути является принятием призвания Иисуса. Для людей уже сделавших свой жизненный выбор, размышления второй недели ведут к реформе жизни, а также к углублению и обновлению опыта веры.
ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
ПЕРЕЖИВАТЬ СЕРДЕЧНЫЕ ТЕРЗАНИЯ ВМЕСТЕ СО СТРАДАЮЩИМ ХРИСТОМ
Иисус обращается к нам убедительнее всего, когда страдает за нас, умирает и воскресает. Размышления над страстями Господа во время третьей недели «Упражнений» открывают всю серьёзность и драматизм ситуации человека после греха, а также бесконечную любовь Бога, который послал своего Сына на крестную смерть и страдания, для того, чтобы мы обрели жизнь вечную.
Размышления над страданиями и смертью Иисуса, человека утверждается в своём намерении соединения с Иисусом, подражании Ему также и в том, что является самым трудным в жизни: «В терпеливом принятии любых обид и любых унижений и любой нищеты, если только святейшему Величию будет угодно избрать меня для такой жизни» (ДУ 98).
ЧЕТВЁРТАЯ НЕДЕЛЯ
ПЕРЕЖИТЬ ОГРОМНУЮ РАДОСТЬ ВМЕСТЕ С ВОСКРЕСШИМ ХРИСТОМ
В «Духовных упражнениях» размышления над мучительной смертью и воскресением Иисуса хронологически разделены, но всё же оба эти события являются как бы двумя образами одного центрального события- пасхальной тайны. Нет креста Христова без Его воскресения и нет воскресения Иисуса без Его креста.
Размышления над воскресшим Иисусом во время четвёртой недели показывают нам, что нашим предназначением не являются страдания и муки, но участие в вечной славе самого Бога. Иисус покидает этот мир в страданиях и муках, но для того, чтобы вернуться и одарить своих возлюбленных полнотой радости и славы. Осознание этого помогает нам сохранить надежду и внутренний мир и в испытаниях и во время жизненных противоречий.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЛЮБВИ
Упражнения заканчиваются размышлениями о любви, которая является как бы мостом, переброшенным между периодом интенсивной молитвы во время реколлекций и серой обыденностью жизни. Через эти размышления совершающий «Упражнения» открывает для себя тот факт, что «Божье присутствие можно находить во всём, что нас окружает, например, в разговоре с кем-нибудь, во время прогулки, наблюдая за окружающим миром и прислушиваясь к нему, в понимании происходящего, а также во всём, что мы делаем, потому что Его Божественное Величие во всех вещах» (св. Игнатий Лайола).
Эти «Упражнения» завершает молитва посвящения себя Господу:
Прими, Господи,
всю мою свободу,
память мою и мой разум
и мою волю,
всё, что я имею
всё это Ты мне дал, Боже,
Тебе же я всё и отдаю.
Всё принадлежит Тебе.
Распоряжайся этим всем
По Своей воле.
А Мне дай только
твою любовь и благодать,
потому, что этого достаточно мне. Аминь.
УСЛОВИЯ ХОРОШЕГО СОВЕРШЕНИЯ «ДУХОВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ»
- Первым условием является искреннее желание совершить «Упражнения» из религиозных побуждений.
- Второё условие это личное убеждение и добровольно принятое решение участвовать в «Упражнениях».
- Вхождение в реколлекции упрощает наличие, по крайней мере, начального опыта молитвы – размышления, приобретённого самостоятельно или, например, через участие в каком-нибудь Церковном движении.
- Эффективное переживание «Упражнений» зависит от способности совершающего упражнения наблюдать за своим духовным опытом, умения его анализировать от способности говорить о своих чувствах, внутренних конфликтах и трудностях, особенно о тех, которые порождают страх и тревогу.
- Обязательным условием является также распознавание своих внутренних состояний при помощи духовного руководителя. Для этого необходима позиция открытости и готовность делиться своими внутренними переживаниями с духовным руководителем.
- Существенным условием плодотворного переживания реколлекций является также внутреннее сосредоточение и соблюдение полного молчания.
ПОДГОТОВКА И ПРОГРАММА
В период личной подготовки перед совершением игнатианских «Упражнений», рекомендуется ежедневно посвящать время на более длительную молитву. Особенным образом следует просить Господа о даровании щедрости и открытости по отношению Нему, а также свет мудрости Святого Духа для себя и для ведущего эти реколлекции.
Каждая из четырёх «игнатианских недель» длится обычно восемь дней. Программа включает в себя два введения в молитву, четыре размышления, евхаристию, и ежедневное испытание совести. Духовный наставник, во время ежедневных встреч, старается помочь совершающему упражнения понять тот путь, которым Господь его ведёт.
ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ВОСЬМИДНЕВНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Настоящие записи можно использовать для проведения восьмидневных индивидуальных игнатианских реколлекций. Для этого необходимо создать соответствующие условия.
Прежде всего, надо оторваться от своих повседневных забот, в этом поможет перемена обстановки и места. Святой Игнатий предлагает на время реколлекций поселиться в другом доме или, по крайней мере, поменять комнату. Таким образом, мы легче оторвёмся от житейских забот и сможем полнее посвятить себя реколлекционной молитве.
Вторым важным условием является связь с духовным наставником, который будет помогать совершающему духовные упражнения во время каждодневных индивидуальных встреч. Настойчиво рекомендуется не совершать восьмидневных игнатианских упражнений (при полном молчании и внутренней тишине), без духовного руководителя. Это касается особенно тех людей , которые имеют серьёзные психологические и эмоциональные проблемы. Погружение в себя, особенно во время первой недели «Упражнений», требует серьёзного распознавания своих духовных состояний, через духовное руководство.
Третьим условием является поддержание состояния полного молчания и внутренней тишины, а вместе с тем полнейшего следования программе реколлекций. Все остальные необходимые замечания совершающий упражнения услышит во время прослушивания отдельных конференций и введений в молитвы.
ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ «УПРАЖНЕНИЙ» В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Используя эти записи можно совершать «Духовные упражнения» также и в повседневной жизни. Этот способ совершения «Упражнений» не требует оторванности от работы, семейной и общественной жизни.
Мы можем совершать «Духовные упражнения», не отрываясь при этом от нашей повседневной жизни. Однако для этого необходимо обеспечить себе постоянное время для молитвы. Ритм реколлекционной молитвы в «Духовных упражнениях» должен быть хорошо обдуман и обсуждён с духовным наставником. Одноразовый промежуток времени, предназначенный на размышления, чтение и реколлекционную молитву, должен составлять от одного до двух часов, в зависимости от возможностей и интенсивности совершаемых «Упражнений».
Но и при таком способе совершения «Духовных упражнений» необходимо духовное наставничество. И хотя встречи с духовным наставником могут быть реже (на пример один раз в неделю), его помощь всё же необходима.
И хотя внутренняя тишина здесь имеет другой характер, чем в восьмидневных реколлекциях, всё же на время «Упражнений» и в повседневной жизни следует стремиться к более глубокому внутреннему сосредоточению, например, отказавшись от просмотра телевизионных передач.
В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ В БОЛЕЕ ДЛИТЕЛЬНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ИЛИ ОБЩИННУЮ МОЛИТВУ
Настоящие записи могут быть использованы также и в качестве введения в более длительную индивидуальную или общинную молитву. В этом случае необязательно создавать специальные условия для молитвы. Необязательно и духовное наставничество.
Организовывая молитвенную встречу в общине, стоит позаботиться не только о времени на прослушивание записей и на свидетельство в общине, но и запланировать необходимое количество времени предназначенное на личную молитву и размышление. Свидетельство в общине будет на столько богато, насколько полно каждый член общины переживёт внутри себя предлагаемое содержание.
ДЛЯ ЛИЧНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ.
Предлагаемые записи можно использовать также для личного прослушивания. В этом случае не обязательны регулярные размышления над предлагаемым содержанием. Однако остаётся важным умение распознавать чувства, желания и вдохновения, которые появятся под влиянием прочитанных «текстов».
Ниже предлагается программа использования записей в рамках восьмидневных игнатианских реколлекций. Она является отражением программы предлагаемой в реколлекционных домах, в которых совершаются «Духовные упражнения».
ДЕНЬ НАЧАЛА УПРАЖНЕНИЙ
После обеда
СПОСОБ МЕДИТАЦИИ СВ. ИГНАТИЯ – первая часть
(I. Подготовка к медитации II. Медитация) | Размышление 16
Вечером
„Дай мне познать себя, дай мне познать Тебя” – (Мк.4:1-9) | Размышление 1
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Утром
„Выйди и стань на горе пред лицем Господним” (3Цар.19:9-14) | Размышление 2
В обед
СПОСОБ МЕДИТАЦИИ СВ. ИГНАТИЯ – вторая часть (Ин.3:8)
(Размышления после медитации ; Другие замечания) | Размышление 17
Вечером
«Смотрите какую любовь дал нам Отец» (Ос.11:1-4) | Размышление 3
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Утром
„Господи, не надмевалось сердце мое” (Откр.3:20) | Размышление 4
В обед
Чувства | Размышление 18
Вечером
„Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное” (Мф.18:1-5) | Размышление 5
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Утром
„Человек сотворен для того, чтобы славить Бога”…(Мф.5:16) | Размышление 6
В обед
Страх | Размышление 19
Вечером
«Надо стать свободным человеком» (Рим.1:21-25) | Размышление 7
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Утром
„Кто избавит меня от сего тела смерти» (Рим.7:18-25) | Размышление 8
В обед
Распознавание духов | Размышление 20
Вечером
„Адам, где ты?” (Быт.3:1-10) | Размышление 9
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Утром
«Жертва моя — дух сокрушенный” (2Цар.11:1-5) | Размышление 10
В обед
Правила распознавания духов | Размышление 21
Вечером
«Как велико милосердие Господа” (Иез.18:21-23) | Размышление 11
ДЕНЬ ШЕСТОЙ
Утром
„Кто делает грех, тот от дьявола”(Мк.9:43-48) | Размышление 12
В обед
Любовь | Размышление 22
Вечером
„Увидел его отец и сжалился” (Лк.15:11-24) | Размышление 13
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
Утром
„Сын мой, ты всегда со мной” (Лк.15:5-30) | Размышление 14
В обед
Сексуальная интеграция | Размышление 23
Вечером
Личностный подход к Таинству Примирения | Размышление 24
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
Утром
Испытание совести | Размышление 25
Исповедь
На окончание:
„Любовь измеряется даром” (Лк.22:19-20, Лк.23:44-46, 1Ин.3:16) | Размышление 15
6. ОБРАЗЕЦ ДНЕВНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСЬМИДНЕВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ПОЛНОГО МОЛЧАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА
7.00 – 8.00 первая медитация
9.00 слушание введения ко второй медитации
- личная подготовка к медитации
- медитация
- размышление после медитации (рефлексия)
12.00 слушание реколлекционного размышления
15.00 повтор медитации
- личная подготовка к медитации
- медитация
- размышление после медитации
19.00 – 19.45 вторая повторная медитация (без подготовки и без рефлексии)
20.00 прослушивание введения в утреннюю молитву
перед сном – испытание совести
Желательно ежедневное участие в Евхаристии и ежедневный разговор с духовным наставником. Предлагаемую программу не следует рассматривать как закостеневшую. Она должна быть приспособлена к индивидуальным возможностям.
Способ реализации программы должен быть выбран вместе с духовным наставником. Предлагаемая программа является верной копией восьмидневной программы реколлекций, предлагаемой в Духовном Центре отцов иезуитов, в Ченстохове.
- Дай мне познать себя, дай мне познать Тебя – (Мк.4:1-9)
- Выйди и стань на горе пред лицем Господним (3Цар.19:9-14)
- Смотрите какую любовь дал нам Отец (Ос.11:1-4)
- Господи, не надмевалось сердце мое (Откр.3:20)
- Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф.18:1-5)
- Человек сотворен для того, чтобы славить Бога…(Мф.5:16)
- Надо стать свободным человеком (Рим.1:21-25)
- Кто избавит меня от сего тела смерти (Рим.7:18-25)
- Адам, где ты? (Быт.3:1-10)
- Жертва моя — дух сокрушенный (2Цар.11:1-5)
- Как велико милосердие Господа (Иез.18:21-23)
- Кто делает грех, тот от дьявола (Мк.9:43-48)
- Увидел его отец и сжалился (Лк.15:11-24)
- Сын мой, ты всегда со мной (Лк.15:5-30)
- Любовь измеряется даром (Лк.22:19-20, Лк.23:44-46, 1Ин.3:16)
- СПОСОБ МЕДИТАЦИИ СВ. ИГНАТИЯ – первая часть
- СПОСОБ МЕДИТАЦИИ СВ. ИГНАТИЯ – вторая часть (Ин.3:8) (Размышления после медитации; Другие замечания)
- Чувства
- Страх
- Распознавание духов
- Правила распознавания духов
- Любовь
- Сексуальная интеграция
- Личностный подход к Таинству Примирения
- Испытание совести
——————————
Отец Иосиф Августин О.И. (Общество Иисуса) – поляк, священник-иезуит, духовный наставник, главный редактор журнала «Духовная жизнь», автор многих книг и личных статей по духовной тематике, профессор религиозной педагогики в Кракове. С 1996 года является экспертом польского министерства образования по предмету «Подготовка жизни в семье».