Метрические книги ЦГИА СПб. 1899-1916 гг. о католическом населении Урала
Татьяна Недзелюк
Метрические книги ЦГИА СПб. 1899-1916 гг. о католическом населении Урала
Многолетняя работа в центральных и региональных архивохранилищах страны по теме «Католическая церковь в России» позволила нам создать представление об особенностях конфессиональной жизни российских католиков. Интересными наблюдениями и результатами исследовательских поисков мы хотим поделиться с заинтересованным читателем.
Источники по теме исследования многообразны: делопроизводственная документация и этнографические обзоры, периодическая печать и мемуаристика. Разнообразие источников, однако, не гарантирует объективности информации. Все перечисленные нами категории исторических источников являются продуктом субъективной генерации. В отличие от них, метрические книги представляют собой кальку с реальной действительности. Безэмоционально, достоверно и лаконично, они фиксируют хронику событий, формируют фактологический ряд, увековечивают имена и персональные данные фигурантов исторических событий.
На хранении в Российском государственном историческом архиве (РГИА) находятся материалы Департамента духовных дел инославных исповеданий Министерства внутренних дел и Канцелярии митрополита всех римско-католических церквей в Российской империи. Документы о деятельности религиозных организаций аккумулируются в региональных архивохранилищах. Однако исследовательский поиск иногда преподносит сюрпризы. Неожиданной находкой стали для нас материалы фонда 2292 «Коллекция метрических книг римско-католических костелов разных городов России (иногородних)» в Центральном государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб).
Единицы делопроизводства в данной коллекции имеют непростую судьбу. Как сообщает путеводитель, «Метрические книги поступали в архив по частям на протяжении 1983-2009 гг. из Объединенного ведомственного архива городского и областного отделов ЗАГС С.-Петербурга и Ленинградской области. В составе коллекций имеются как подлинные, так и копийные книги»[1]. Научная значимость аккумулированных здесь документов чрезвычайно высока: первые экземпляры, находившиеся на хранении в самих церковных организациях, в силу упразднения их деятельности в советский период были утрачены либо находятся в чрезвычайно ветхом и отрывочном состоянии, что делает их малопригодными для использования. Вторые, копийные, экземпляры, изначально были предназначены для архивирования, и именно с этой целью, тщательно пронумерованные, сброшюрованные, заверенные приходской печатью и личной подписью настоятеля, были отправлены в свое время в консисторию[2].
С 1846 по 1918 гг. Римско-католическая духовная коллегия, консистория и архив располагались в особняке Г.Р. Державина на набережной реки Фонтанки. Данный факт заслуживает небольшого экскурса в историю. После смерти Гавриила Романовича Державина (1816) и его супруги Дарьи Алексеевны (1842) дом и усадьба несколько лет пустовали, а в 1846 г. были приобретены Римско-католической духовной коллегией[3]. «В 1918 г. размеренное и благополучное существование Римско-католической духовной коллегии внезапно оборвалось, и для державинской усадьбы наступили тяжелые времена … в 1924 году здание было превращено в обычный жилой дом с десятками густонаселенных квартир», каковым он и оставался до 1998г. Решением правительства № 270-Р от 21 февраля 1998 г. состоялась передача усадьбы и сада Всероссийскому музею А.С. Пушкина для создания Державинского музейно-просветительного комплекса[4].
Метрические книги римско-католических костелов населенных пунктов Зауралья (Урала и Сибири), входивших в Томский и Иркутский деканаты, после ликвидации в 1924 г. консисторского архива оказались в составе коллекции ЗАГС Петрограда, а затем — Ленинградской области. Достаточно полно представлены коллекции метрических книг Екатеринбургского, Златоустовского, Оренбургского, Курганского, Пермского, Уфимского, Челябинского костелов (см. Табл. 1).
Административные границы Сибири и Урала неоднократно оказывались «размытыми»: так, в 1907 г. одна метрическая книга охватывала регистрацию и сибиряков, и уральцев («Курганский и Тюменский костел за 1907 год»)[5]. Более того, книга 1908 года «Тобольский римско-католический костел. Курганский костел. Тюменский костел»[6] совмещает в себе записи сразу трех католических приходов.
Таблица 1.
Метрические книги городов Урала в коллекции ЦГИА СПб.
Номер
архивного дела |
Название (титул) метрической книги | Год | Кол-во листов |
6 | Златоустовский рим.-кат. костел. Уфимский филиал». | 1899 | 41 |
26 | Уфимский рим.-кат. костел. | 1900 | 22 |
30 | Златоустовский рим.-кат. костел. | 1900 | 26 |
41 | Пермский р.-к. костел. Екатеринбургский р.-к. костел | 1901 | 34 |
49 | Златоустовский р.-к. костел. Уфимский р.-к. костел | 1901 | 64 |
54 | Златоустовский р.-к. костел. | 1902 | 47 |
60 | Уфимский р.-к. приход. | 1902 | 32 |
62 | Пермский р.-к. костел. Екатеринбургский р.-к. костел. | 1902 | 62 |
76 | Уфимский рим.-кат. костел. | 1903 | 30 |
77 | Златоустовский р.-к. костел. | 1903 | 16 |
94 | Уфимский рим.-кат. костел. | 1904 | 55 |
98 | Пермский р.-к. костел. Екатеринбургский р.-к. костел | 1904 | 25 |
104 | Златоустовский р.-к. костел | 1904 | 13 |
109 | Пермский р.-к. костел. Екатеринбургский р.-к. костел | 1905 | 33 |
116 | Уфимский рим.-кат. костел | 1905 | 44 |
128 | Златоустовский рим.-кат. костел | 1905 | 4 |
132 | Златоустовский рим.-кат. костел | 1906 | 5 |
142 | Римско-католический костел г. Уфы | 1906 | 52 |
150 | Пермский римско-католический костел | 1906 | 12 |
151 | Екатеринбургский римско-католический костел | 1906 | 15 |
156 | Челябинский римско-католический костел | 1907 | 19 |
162 | Уфимский костел | 1907 | 43 |
165 | Екатеринбургский костел | 1907 | 15 |
171 | Пермский костел | 1907 | 16 |
172 | Златоустовский костел | 1907 | 16 |
178 | Оренбургский и Челябинский костел (о смерти) | 1907 | 15 |
180 | Курганский и Тюменский костел | 1907 | 35 |
187 | Златоустовский костел | 1908 | 5 |
191 | Уфимский костел | 1908 | 40 |
192 | Пермский костел | 1908 | 15 |
201 | Тобольский римско-католический костел. Курганский костел. Тюменский костел | 1908 | 85 |
212 | Златоустовский рим.-кат. костел | 1909 | 5 |
217 | Тобольский римско-католический костел. Курганский костел. Тюменский костел | 1909 | 154 |
227 | Пермский приходской костел | 1909 | 16 |
232 | Челябинский р.-к приход | 1909 | 118 |
237 | Челябинская рим.-кат. церковь | 1910 | 55 |
250 | Курганский рим.-кат. костел | 1910 | 34 |
253 | Златоустовский р.-к. костел | 1910 | 7 |
254 | Екатеринбургский костел | 1910 | 47 |
273 | Челябинский костел | 1911 | 44 |
276 | Златоустовский костел | 1911 | 13 |
279 | Курганский костел | 1911 | 32 |
280 | Пермский костел | 1911 | 14 |
287 | Екатеринбургский костел | 1911 | 25 |
302 | Курганский костел | 1912 | 17 |
332 | Екатеринбургский костел | 1912 | 15 |
345 | Курганский костел | 1910-1913 | 26 |
351 | Екатеринбургский костел | 1910-1913 | 20 |
354 | Златоустовский костел | 1910-1913 | 6 |
367 | Челябинская римско-католическая церковь | 1910-1913 | 45 |
373 | Курганский костел | 1914 | 14 |
375 | Курганский костел | 1914 | 5 |
386 | Челябинский костел | 1914 | 49 |
394 | Курганский костел | 1914 | 14 |
428 | Златоустовский костел | 1916 | 22 |
Каким потенциалом для исследователя обладают метрические книги? Помимо «статистической функции» и фиксации персонального состава прихожан, позволяющих сегодня их потомкам восстанавливать родословные древа, книги записей церковных таинств несут в себе и «попутную информацию». К таковой относятся сведения о социальном статусе родителей и воспреемников, о предпочтениях в выборе свидетелей и крестных (а значит, о дружеских отношениях и симпатиях). Анализ частотности упоминаний конкретного лица в качестве крестного или свидетеля церковного таинства позволяет судить о неформальном лидерстве в сообществе единоверцев.
В качестве примера остановимся на одном из упоминаемых в таблице населенных пунктов – городе Златоусте. Почему наше внимание привлек именно этот населенный пункт? Наблюдение первое. В рапортах католических священников митрополиту – архиепископу Могилевскому город Златоуст относили то к уральскому, то к сибирскому регионам. Стремление прояснить ситуацию породило первоначальный интерес к исторической географии данного населенного пункта. Наблюдение второе. Небольшой по числу жителей, Златоуст занимал превалирующее положение в иерархии приходов католической церкви на Урале. В документации 1899 года Уфимский костел являлся филиальным по отношению к Златоустовскому[7] и не имел собственных метрических книг. Относительно Оренбурга есть сведения, что, несмотря на значительную численность польской колонии, образовавшейся из ссыльных поляков, «оренбургские католики не имели своего священника, отсутствовало здание католической церкви, а исполнение их религиозных потребностей было возложено на златоустовского католического священника, приезжавшего в Оренбург один раз в год и освящавшего для богослужений частные дома»[8].
Интенсивность религиозной жизни в общинах, численность прихожан можно косвенным образом проследить по объему записей в метрических книгах: чем больше записей, тем больше объем книги в листах. Уже через год, в 1900 г., мы видим самостоятельную отчетность Уфимского костела[9], вне зависимости от Златоуста. В 1901 г. Златоуст и Уфа вновь представили совместный отчет о крещениях, венчаниях и отпеваниях общим объемом 64 листа. 1902 год снова продемонстрировал автономность Златоуста: метрическая книга озаглавлена «Златоустовский р-к костел», на 47 листах[10] и Уфы, на 32 листах[11]: в заголовке указано: «Уфимский приход»! В 1905 году произошло невиданное: Уфимский костел предоставил отчетность на 44 листах[12], в то время как отчетность Златоустовского уместилась всего на четырех!
Весьма любопытна внешняя характеристика источника. Архивное дело 212 «Экстракты Златоустовского костела о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1909 год», на 5 листах, зафиксировало демографическую ситуацию в католической общине только самого города Златоуста. Показательно, что 1909 – год довоенный, дореволюционный; социальные катаклизмы ещё не могли оказать влияния на демографические события в общине. Итак, на титульном листе дела имеется пометка: «Экземпляр 1-й». То есть в Консисторию был отправлен первый экземпляр, второй оставлен в приходе. Из метрических записей узнаем имя священника, совершившего Таинства: «Настоятель кс. Гродзицкий». Метрические записи составлены по всей форме, в соответствии с требованиями такого рода делопроизводственной документации. Нет записей сокращенных, незавершенных, исправленных. Почерк делопроизводителя каллиграфический: мелкий, убористый. Оттиск печати размыт, контуры нечеткие. Небольшой объем книги (всего 5 листов) и незначительное количество совершенных Таинств (всего с 4 января 1909 года – дата совершения первого крещения в этом году – и по 27 декабря того же года – дата последнего в данном календарном году крещения) совершено 19 крещений (л.1-2об), два венчания (л. 3) и 10 отпеваний (л. 3 об-4)[13]. Как правило, для записи крещений, венчаний и отпеваний консистория выдавала отдельные метрические книги. Данный пример свидетельствует об обратном: видимо, вследствие малочисленности совершенных таинств.
Перечень окрещенных предоставляет исследователю возможность восстановить пофамильный состав польской диаспоры и определить предпочтения в имянаречении. В соответствии с канонической традицией, детям при крещении давались как общехристианские (Мария, Анна, Иосиф), так и этнические польские (Ядвига, Вацлав, Янина, Казимир, Станислав) имена. Высока частота (3 из 19, что составляет около 16 %) двойных имен: Стефан-Иосиф, Елена-Богумила, Александр-Антон.
Список окрещенных:
- Андрушкевич Елена
- Барановская Анна
- Барановская Ядвига
- Василевская Генриета
- Виторт Антон
- Войновская Емилия
- Здункевич Степан-Иосиф
- Квятковский Вацлав
- Лубницкая Янина
- Нушкевич Казимир
- Островский Станислав
- Папроцкая Анна
- Притуловский Станислав
- Раковская Елена-Богумила
- Янконц Леон-Казимир
- Шедько Мария
- Шедько Станислав
- Шперг Эдуард
- Щербак Александр-Антон
Город Златоуст не стал местом массового водворения политических ссыльных, а потому сословная принадлежность вступавших в брак – дворяне и мещане. Крестьянского сословия здесь нет. Список бракосочетавшихся:
- Козловский Павел (28 лет от роду, дворянин Ковенской губернии) и Францишка Янчевская, 24 лет, дворянка. Венчание произошло 28 мая 1909 г. в Златоустовском приходе, на станции Златоуст[14].
- Мещанин Федор Темгуй, вдовец 42 лет, и вдова Мария Громчевская, по первому мужу Годлевская, 40 лет. Венчание произошло 11 ноября 1909 г. в Златоустовском приходе, на станции Златоуст[15].
Оба зафиксированных случая венчания свидетельствуют о традиции брачного выбора в границах своего сословия. Повторный брак вдовца и (или) вдовы был возможен только в том случае, если имелось метрическое свидетельство, заверенное приходским священником (возможно, с предыдущего места жительства) о факте и обстоятельствах смерти бывшего супруга (супруги).
Количество умерших почти в два раза меньше количества окрещенных
Умершие:
- Андрушкевич Виктор
- Барановский Павел
- Буйневский Михаил
- Козловская Винцентина
- Притуловский Станислав
- Садковская Валерия
- Юзевяк Эмилия
- Шедько Станислав
- Эслингер Владимир
- Эслингер Абрам[16].
Фамилии Андрушкевичей, Барановских, Притуловских, Шедько фигурируют сразу в двух списках: в этих семьях случились и рождения (крещения) и смерть (отпевание). Последняя метрическая книга Златоуста датирована 1916 годом[17]. Однако на этом «католическая история» в городе не закончилась. В. Рэзмер, анализируя документы Центрального военного архива в Варшаве, утверждает: «28 августа 1918 г. в формировавшемся штабе Польских войск в Восточной России… была создана служба здоровья»[18]. Красная армия теснила Чехословацкий корпус, в составе которого находились польские соединения. Большое число раненых побудило открыть в Уфе госпиталь. Известно, что это был «хорошо оснащенный Польский военный госпиталь им. Тадеуша Костюшко на 51 чел. Необходимые материалы и оборудование были получены из бывшего госпиталя Российского Красного Креста. Главным врачем был назначен Людвик Карвовский. Известно, что госпиталь начал работу 24 ноября 1918 г., а первым пациентом был рядовой Ян Войцеховский, уроженец Познани. В течение месяца, до 25 декабря включительно, госпиталь принял 125 раненых и больных. Чехословацкий корпус отступал на восток, и новым местом дислокации госпиталя был выбран город Златоуст. 28-29 декабря поезд с пациентами выехал из Уфы и прибыл в Златоуст, однако подходящего для госпиталя помещения не нашлось, и раненые в течение месяца находились в тех же вагонах, что и прибыли в Златоуст. В двадцатых числах января 1919 г. госпиталь был размещен, начал принимать новых пациентов. Последовало и изменение его статуса: в начале февраля 1919 г. «польский военный госпиталь им. Тадеуша Костюшко был переформирован в передовой перевязочный отдел 5-й стрелковой дивизии и прикомандирован к 1-му стрелковому полку им. Тадеуша Костюшко»[19]. 1 декабря 1918 г. главврачом полка был назначен Александр Мазуркевич-Рава. Чтобы сократить время эвакуации до госпиталя, он организовал свой польский санитарный поезд, который в обиходе получил название «санитарной летучки»[20].
Изменения, произошедшие в политической ситуации в России на рубеже 1918-1919 гг. (адмирал Колчак получил диктаторские полномочия, в Сибирь прибыла военная миссия Франции генерала Пьера Жанена, который стал главнокомандующим сил союзников на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири) повлияли на субординацию польских соединений. Все части Польской армии были подчинены главнокомандующему Жанену, а 25 января 1919 г. польские подразделения объединены в 5-ю дивизию польских стрельцов. По данным на 11 апреля 1919 г., она насчитывала в своем составе 10 772 чел. (офицеры, унтер-офицеры, рядовые)[21]. В составе дивизии были: три полка собственно стрельцов, полк уланов, полк полевой артиллерии, вспомогательные службы. К их числу относился и передовой перевязочный отдел, расквартированный в Златоусте вплоть до 25 апреля 1919 г. Именно в этот день перевязочный отдел отбыл в Новониколаевск. Летом, в июле 1919 г., Красная армия вошла в Златоуст, Екатеринбург, Челябинск. В период с апреля по июль, на основании соглашения со штабом Колчака, на польскую сторону была возложена обязанность медико-санитарного обслуживания войск Белой армии. Санитарный поезд № 9 Войска Польского с персоналом от 40 до 70 чел. (главным врачом был назначен Вацлав Вуйцик, врачом-резидентом Казимеж Пельчар, фармацевтом Владислав Пореда)[22] курсировал по маршруту Новониколаевск-Златоуст-Новониколаевск. В первую поездку, 7-24 мая из Златоуста и Уфы было вывезено 282 раненых[23]. А сколько не вывезено, сколько умерли в Златоусте и похоронены на местном кладбище? Всего поезд совершил 9 поездок по указанному маршруту. «В общей сложности за 286 дней службы поездом было эвакуировано 2 912 чел. – раненых и больных солдат, инвалидов и членов их семей, из них 182 умерли во время поездки»[24]. В октябре 1919 г. и из Новониколаевска польский госпиталь двинулся дальше на восток по Транссибу. 22 ноября 1919 г. санитарный поезд № 9 покинул Новониколаевск в направлении Красноярска; 7 января благополучно преодолел ст. Клюквенная, избежав судьбы всех остальных отделов 5-й стрелковой дивизии. 19 января прибыл в Иркутск, 20 февраля – в Харбин. Число пассажиров насчитывало 374 чел.: 15 врачей, медицинских сестер и санитаров, 128 солдат и железнодорожников – персонал поезда, 9 больных офицеров, 75 здоровых офицеров с семьями, остальной состав – раненые и больные солдаты, а также их семьи[25]. Подробности этой истории метрические книги для нас не сохранили: последняя «метричка» Златоустовского костела датирована 1916 годом.
Смеем надеяться, что наши архивные изыскания станут полезными будущим исследователям истории Урала и Сибири.
Список литературы
- Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени / Сост. Некрасов С.М., Мохова Т.Н. Санкт-Петербург: Изд-во Александра Зимина, 2008. 32 с.
- Недзелюк, Т.Г. Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. Томск: Изд-во ТГУ, 2011. № 3(15). С. 129-135.
- Римско-католический храм (Приход Божьей Матери Лоретанской) // URL: . http://encyclopedia.e-orenburg.ru/index.php/. (Дата обращения 25.04.2012).
- Рэзмер, В. Польская военная медицинская служба в Сибири в 1918 – 1920 годах» // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр. : в 3 ч. Омск: ООО «Издат. дом Наука», 2012. Ч. 1. С. 243-250.
- Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Путеводитель в двух томах (Том 2). СПб.: Архивный комитет Санкт-Петербурга, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), 2009. 560 с.
[1] Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Путеводитель в двух томах (Том 2). СПб.: Архивный комитет Санкт-Петербурга, Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), 2009. С. 439.
[2] Подробнее см.: Недзелюк, Т.Г. Метрические книги сибирских католических приходов как репрезентативный исторический источник // Вестник Томского государственного университета. Серия: История. Томск: Изд-во ТГУ, 2011. № 3(15). С. 129-135.
[3] Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени / Сост. Некрасов С.М., Мохова Т.Н. Санкт-Петербург: Изд-во Александра Зимина, 2008. С. 6.
[4] Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени / Сост. Некрасов С.М., Мохова Т.Н. Санкт-Петербург: Изд-во Александра Зимина, 2008. С. 7.
[5] ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 180.
[6] Там же. Д. 201.
[7] ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 6, 49.
[8] Римско-католический храм (Приход Божьей Матери Лоретанской) // URL: . http://encyclopedia.e-orenburg.ru/index.php/. (Дата обращения 25.04.2012).
[9] ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 26.
[10] Там же. Д. 54.
[11] Там же. Д. 60.
[12] Там же. Д. 116.
[13] Там же. Д. 212.
[14] Там же. Д. 212. Л. 3.
[15] Там же.
[16] Там же. Л. 4.
[17] Там же. Д. 428.
[18] Рэзмер, В. Польская военная медицинская служба в Сибири в 1918 – 1920 годах» // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр. : в 3 ч. Омск: ООО «Издат. дом Наука», 2012. Ч. 1. С. 243-250.
[19] Там же. С. 245.
[20] Там же.
[21] Там же. С. 245-246.
[22] Там же. С. 246.
[23] Там же. С. 247.
[24] Там же. С. 247.
[25] Там же. С. 248.
Оригнал
Недзелюк, Т.Г. Метрические книги Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга 1899-1916 гг. о католическом населении Урала // Поляки в истории и культуре Урала: Материлы Междунар. науч.-практ. конф. «Поляки в истории и культуре Урала» (Пермь, 25-27 сент. 2012 г.). Пермь: Форвард-С, 2014. С. 109-117.