Тезисы к докладу: Концепция субъективности Эмманюэля Левинаса: между онтологией и этикой

Евстропов Максим Николаевич

Томский государственный университет

доцент, кандидат философских наук

Несмотря на то, что имя французского философа Эмманюэля Левинаса ассоциируется, прежде всего, с его этической концепцией Другого, без преувеличения можно сказать, что срединное положение в строе его мысли занимает именно концепция субъективности. Хотя на субъекте и не делается основной акцент, он остаётся сквозной темой, которая связывает между собой противоположные полюса левинасовской мысли: с одной стороны, глубинно-онтологическую аморфную структуру «наличия» (il y a), фактически отрицающую всякую субъективную позицию, и с другой стороны – сверх-онтологическую («метафизическую» или этическую) фигуру Другого. Место субъекта – как раз между двумя этими основополагающими крайностями, каждая из которых задаёт особую оптику его рассмотрения.

Для раннего Левинаса (1930-е – 40-е гг.) характерно описание субъекта в онтологической перспективе: экзистенциальная аналитика, интерпретирующая конечность субъекта как его онтологическую замкнутость и акцентирующая его сущностную недостаточность, что вместе с тем служит указанием на недостаточность, «региональность» самой онтологии (и её языка, и её предмета: сущего и его бытия), поскольку субъект в левинасовской трактовке выступает как сущее в собственном смысле, сущее по преимуществу. Возможность такого указания на исчерпанность онтологии в целом образует именно этическая перспектива. Впоследствии (начиная с 1950-х гг.) эта перспектива в мысли Левинаса выходит на передний план, и начинает делаться всё более определяющей для трактовки самой субъективности, что приводит в итоге к попыткам фактически пост-онтологического описания этического субъекта. Исходя из этой этической перспективы, Левинас пытается показать изначальность этического строя субъекта как субъекта, этическое как своеобразное сверх-априори, которое, между тем, не относится к набору априорных структур субъективности, само не являет собой какой-либо онтологической (т.е. «укоренённой в бытии») структуры, более того – представляет собой по существу опыт – отношение между сингулярностями по ту сторону общего.

Как бы то ни было, субъект присутствует разом и в онтологической, и в этической перспективах. В своём докладе я попытаюсь проследить трансформации концепции субъективности в философии Левинаса, а также дам анализ соотношения онтологической и этической трактовок субъекта. К тому же, я остановлюсь на ряде апоретических моментов, имеющих отношение к каждой из этих перспектив в отдельности, а также к их возможной связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code